Более 150 лет в нашей стране
разрабатывается система помощи детям, которые из-за особенностей развития
нуждаются в специальной помощи при воспитании и обучении. Эта система хотя и
далека от совершенства, но имеет достаточно богатый арсенал вариантов, средств,
способов такой помощи и заслуженно признана во всем мире. Однако реализация
этой помощи в каждом конкретном случае зависит не только от специалистов, но и
от того насколько необходимость такой помощи очевидна для родителей.
Когда желательна комплексная консультация
специалистов для определения особенностей развития ребенка? Тогда, когда какое
– либо очевидное неблагополучие может повлиять на развитие в целом,
сопровождаться другими нарушениями, до определенного времени неочевидными для
людей, некомпетентных в специальной психологии и педагогике. Далеко не всегда
эти особенности являются проявлениями отставания в психическом развитии или
указывают на серьезные проблемы. Однако они могут привести к стойким учебным
трудностям и поэтому должны стать поводом для комплексной диагностики
особенностей развития.
Что же это за обстоятельства?
1. Ребенок появляется на свет в результате
неблагополучных беременности и родов (тяжелые заболевания или стрессовые
ситуации у мамы во время беременности, родовые травмы, удушье в родах).
2. Ребенок имеет (имел) много проблем в первые
годы жизни (серьезные заболевания, крики, беспокойства, плохой сон и т.д.)
3. В настоящее время имеет нарушения в
состоянии здоровья, которые влияют на его общее состояние.
4. Поздно начал сидеть, стоять, говорить, и
его речевое и двигательное развитие беспокоит вас и сейчас.
5. У ребенка выявлено снижение слуха или
выраженное нарушение зрения.
6. Он наблюдался и получал лечение в связи с
состоянием нервной системы (детский церебральный паралич, парезы и параличи рук
или ног, судорожные проявления).
7. Не способен следовать инструкции (не может
сосредоточиться на деятельности, не понимает, с чего начать, как продолжать,
быстро отвлекается).
8. Импульсивен (сначала делает, потом думает).
9. Склонен к чрезмерной, не всегда
целенаправленной двигательной активности.
10. Неловок, плохо развиты движения руки, не
любит рисовать, лепить, не справляется с мелкими деталями конструктора.
11. Медленно двигается, говорит и ест, вообще
пассивен.
12. Неуютно чувствует себя в обществе
сверстников, склонен замыкаться или, наоборот, агрессивен.
13. Быстро устает и быстро пресыщается даже
той деятельностью, которая привлекает его.
14. Плаксив, часто пребывает в сниженном
настроении, не6 проявляет интереса к окружающему.
15. У ребенка появились новые, несвойственные
до этого особенности поведения, или внезапно усилились какие – то особенности
характера, поведение стало странным, непонятным.
Указанные проявления, а тем более их сочетание
могут оказаться тревожным сигналом неблагополучия. Поэтому чем раньше будут
приняты меры, тем лучшими будут достигнутые результаты.
Вопрос первый: где можно получить совет, в
каком типе детского учреждения целесообразно обучать ребенка?
В
психолого–медико-педагогических консультациях (ПМПК) и
консультативно-диагностических центрах, в которых специалисты разного профиля
(врачи, психологи, педагоги-дефектологи, учителя-логопеды и др.) смогут оценить
особенности развития ребенка и его возможности в обучении.
Вопрос второй: почему имеет смысл прислушаться
к мнению специалистов-консультантов, а не опираться на советы специалистов,
допустим, детской поликлиники?
Потому что в ПМПК и диагностических центрах
проводится диагностика особенностей развития ребенка; его достоинства и
недостатки оцениваются в связи с возможностью различных вариантов обучения; все
вопросы решаются на пересечении клинических (медицинских), психологических и
педагогических аспектов.
Ни в коей мере не претендуя на ограничение
свободы выбора родителей, мы хотим дать несколько советов ,как сориентироваться
в сложной ситуации, на что опираться при принятии важного решения – где и как
обучать и воспитывать своего ребенка.
Необходимо получить от консультирующих
специалистов максимально полную информацию об особенностях вашего ребенка и о
предлагаемом пути обучения. Не стесняйтесь задавать вопросы – в результате
консультации не должно остаться «темных пятен». Какие вопросы задавать?
Приводим примерный их список.
•
Какие особенности ребенка свидетельствуют о диагностированном варианте
развития?
•
Могут ли эти особенности быть обусловлены какими-либо внешними факторами,
например неправильным воспитанием?
•
Есть ли другие (альтернативные или дополняющие) способы психологической и
педагогической помощи, кроме предложенных?
•
Какова перспектива развития и обучения ребенка, какой объем знаний он сможет
усвоить при предложенной форме обучения?
•
Каковы особенности программы, по которой будет обучаться ребенок?
•
Каковы перспективы его социальной адаптации, какие профессии он сможет освоить,
закончив обучение?
•
Какие ограничения ждут его в жизни с имеющимся диагнозом?
Это лишь часть вопросов, возникающих у
родителей, которые стремятся выбрать оптимальный путь обучения для своего
ребенка.
Не бойтесь диагноза. Диагноз всего лишь
констатация проблем медицинскими и психологическими терминами. Незнакомые
термины часто звучат устрашающе – надо просто попросить специалиста объяснить
вам все непонятные слова, и тогда окажется, что они обозначают только то, о чем
вы давно знаете сами и о чем вы только что говорили на консультации.
Коррекция трудностей, возникающих у детей,
включает психолого-педагогические, и медицинские мероприятия.
С
помощью лекарств можно сделать ребенка более собранным, целенаправленным,
улучшить внимание, память, поведение. Препараты, влияющие на обменные процессы
в головном мозге, повысят общий тонус и работоспособность. Обязательно должен
быть нормализован сон, снижена тревожность ребенка.
Психолого-педагогическая помощь направлена на
развитие целенаправленности, внимания, памяти, ориентировки в пространстве,
совершенствование точных движений. Формирование знаний и представлений, умения
думать, обобщать, выделять главное - неразрывно связано со стимуляцией речевого
развития. Подход к ребенку должен быть организован с учетом уровня его знаний,
индивидуального темпа работы, работоспособности, особенностей поведения.
Помните – попытка форсировать обучение с целью «наверстать», «догнать»
сверстников за счет обильных и интенсивных занятий, быстрого темпа обучения
чаще всего дают отрицательный результат: утомленный ребенок, не понимающий,
чего от него хотят, будет протестовать и огорчаться.
Хороших результатов можно добиться, лишь
ориентируясь на индивидуальные особенности ребенка, задерживаясь на каждом
этапе освоения знаний столько, сколько необходимо ребенку, поощряя успехи и
поддерживая в трудностях.
Конечно, от специалистов зависит многое. Но от
вас - еще больше. Без вашего участия и вашей помощи ни один самый замечательный
специалист не решит проблем вашего ребенка. Не бойтесь обращаться за помощью.
Но и сами будьте готовы приложить усилия в преодолении имеющихся проблем,
принять обоснованное решение, помочь специалистам в развитии, обучении, коррекции
проблем вашего ребенка. И с полным правом разделить с ним заслуженный успех.
Комментариев нет:
Отправить комментарий