четверг, 27 февраля 2014 г.

«ЕСЛИ ВАС ТРЕВОЖИТ РАЗВИТИЕ ВАШЕГО РЕБЕНКА…»



Более 150 лет в нашей стране разрабатывается система помощи детям, которые из-за особенностей развития нуждаются в специальной помощи при воспитании и обучении. Эта система хотя и далека от совершенства, но имеет достаточно богатый арсенал вариантов, средств, способов такой помощи и заслуженно признана во всем мире. Однако реализация этой помощи в каждом конкретном случае зависит не только от специалистов, но и от того насколько необходимость такой помощи очевидна для родителей.
 Когда желательна комплексная консультация специалистов для определения особенностей развития ребенка? Тогда, когда какое – либо очевидное неблагополучие может повлиять на развитие в целом, сопровождаться другими нарушениями, до определенного времени неочевидными для людей, некомпетентных в специальной психологии и педагогике. Далеко не всегда эти особенности являются проявлениями отставания в психическом развитии или указывают на серьезные проблемы. Однако они могут привести к стойким учебным трудностям и поэтому должны стать поводом для комплексной диагностики особенностей развития.
 Что же это за обстоятельства?
 1. Ребенок появляется на свет в результате неблагополучных беременности и родов (тяжелые заболевания или стрессовые ситуации у мамы во время беременности, родовые травмы, удушье в родах).
 2. Ребенок имеет (имел) много проблем в первые годы жизни (серьезные заболевания, крики, беспокойства, плохой сон и т.д.)
 3. В настоящее время имеет нарушения в состоянии здоровья, которые влияют на его общее состояние.
 4. Поздно начал сидеть, стоять, говорить, и его речевое и двигательное развитие беспокоит вас и сейчас.
 5. У ребенка выявлено снижение слуха или выраженное нарушение зрения.
 6. Он наблюдался и получал лечение в связи с состоянием нервной системы (детский церебральный паралич, парезы и параличи рук или ног, судорожные проявления).
7. Не способен следовать инструкции (не может сосредоточиться на деятельности, не понимает, с чего начать, как продолжать, быстро отвлекается).
 8. Импульсивен (сначала делает, потом думает). 
 9. Склонен к чрезмерной, не всегда целенаправленной двигательной активности. 
 10. Неловок, плохо развиты движения руки, не любит рисовать, лепить, не справляется с мелкими деталями конструктора. 
 11. Медленно двигается, говорит и ест, вообще пассивен. 
 12. Неуютно чувствует себя в обществе сверстников, склонен замыкаться или, наоборот, агрессивен. 
 13. Быстро устает и быстро пресыщается даже той деятельностью, которая привлекает его. 
 14. Плаксив, часто пребывает в сниженном настроении, не6 проявляет интереса к окружающему. 
 15. У ребенка появились новые, несвойственные до этого особенности поведения, или внезапно усилились какие – то особенности характера, поведение стало странным, непонятным. 
 Указанные проявления, а тем более их сочетание могут оказаться тревожным сигналом неблагополучия. Поэтому чем раньше будут приняты меры, тем лучшими будут достигнутые результаты.
 Вопрос первый: где можно получить совет, в каком типе детского учреждения целесообразно обучать ребенка?
 В психолого–медико-педагогических консультациях (ПМПК) и консультативно-диагностических центрах, в которых специалисты разного профиля (врачи, психологи, педагоги-дефектологи, учителя-логопеды и др.) смогут оценить особенности развития ребенка и его возможности в обучении.
 Вопрос второй: почему имеет смысл прислушаться к мнению специалистов-консультантов, а не опираться на советы специалистов, допустим, детской поликлиники?
 Потому что в ПМПК и диагностических центрах проводится диагностика особенностей развития ребенка; его достоинства и недостатки оцениваются в связи с возможностью различных вариантов обучения; все вопросы решаются на пересечении клинических (медицинских), психологических и педагогических аспектов.
 Ни в коей мере не претендуя на ограничение свободы выбора родителей, мы хотим дать несколько советов ,как сориентироваться в сложной ситуации, на что опираться при принятии важного решения – где и как обучать и воспитывать своего ребенка.
 Необходимо получить от консультирующих специалистов максимально полную информацию об особенностях вашего ребенка и о предлагаемом пути обучения. Не стесняйтесь задавать вопросы – в результате консультации не должно остаться «темных пятен». Какие вопросы задавать? Приводим примерный их список.
 • Какие особенности ребенка свидетельствуют о диагностированном варианте развития?
 • Могут ли эти особенности быть обусловлены какими-либо внешними факторами, например неправильным воспитанием?
 • Есть ли другие (альтернативные или дополняющие) способы психологической и педагогической помощи, кроме предложенных?
 • Какова перспектива развития и обучения ребенка, какой объем знаний он сможет усвоить при предложенной форме обучения?
 • Каковы особенности программы, по которой будет обучаться ребенок?
 • Каковы перспективы его социальной адаптации, какие профессии он сможет освоить, закончив обучение?
 • Какие ограничения ждут его в жизни с имеющимся диагнозом?

 Это лишь часть вопросов, возникающих у родителей, которые стремятся выбрать оптимальный путь обучения для своего ребенка.
 Не бойтесь диагноза. Диагноз всего лишь констатация проблем медицинскими и психологическими терминами. Незнакомые термины часто звучат устрашающе – надо просто попросить специалиста объяснить вам все непонятные слова, и тогда окажется, что они обозначают только то, о чем вы давно знаете сами и о чем вы только что говорили на консультации.
 Коррекция трудностей, возникающих у детей, включает психолого-педагогические, и медицинские мероприятия.
 С помощью лекарств можно сделать ребенка более собранным, целенаправленным, улучшить внимание, память, поведение. Препараты, влияющие на обменные процессы в головном мозге, повысят общий тонус и работоспособность. Обязательно должен быть нормализован сон, снижена тревожность ребенка.
 Психолого-педагогическая помощь направлена на развитие целенаправленности, внимания, памяти, ориентировки в пространстве, совершенствование точных движений. Формирование знаний и представлений, умения думать, обобщать, выделять главное - неразрывно связано со стимуляцией речевого развития. Подход к ребенку должен быть организован с учетом уровня его знаний, индивидуального темпа работы, работоспособности, особенностей поведения. Помните – попытка форсировать обучение с целью «наверстать», «догнать» сверстников за счет обильных и интенсивных занятий, быстрого темпа обучения чаще всего дают отрицательный результат: утомленный ребенок, не понимающий, чего от него хотят, будет протестовать и огорчаться.
 Хороших результатов можно добиться, лишь ориентируясь на индивидуальные особенности ребенка, задерживаясь на каждом этапе освоения знаний столько, сколько необходимо ребенку, поощряя успехи и поддерживая в трудностях.
 Конечно, от специалистов зависит многое. Но от вас - еще больше. Без вашего участия и вашей помощи ни один самый замечательный специалист не решит проблем вашего ребенка. Не бойтесь обращаться за помощью. Но и сами будьте готовы приложить усилия в преодолении имеющихся проблем, принять обоснованное решение, помочь специалистам в развитии, обучении, коррекции проблем вашего ребенка. И с полным правом разделить с ним заслуженный успех.

Комментариев нет:

Отправить комментарий